Вторник, 16 августа, 2022

Расцвет и упадок собора Петра и Павла: как костел иезуитов сделал из Луцка «Рим Востока»

Православные христиане в Украине отмечают день святых апостолов Петра и Павла 12 июля, а католики – 29 июня. В Луцке верующие проводят праздники в знаменитом соборе вблизи замка Любарта. Интересны факты строительства, развития и деятельности костела в материале на lutsk-future.com.ua.

Начало строительства

Собор Петра и Павла считается одним из старейших сакральных архитектурных памятников города. М. Гинтц, по мнению историков, является первоначальным архитектором, но подробности его работы неизвестны. Итальянец Джакомо Бриано проект дополнил в ХVII веке. Костел полностью удалось достроить под руководством Матфея Маика, иезуитского монаха. Это произошло в 1627 году.

К началу строительства приход римо-католиков в Луцке был одним из самых больших. В литовские времена Луцк называли «Римом Востока», поэтому верующие нуждались в храмах. Самое большое количество католиков повлияло на решение архитекторов возводить большое по размерам здание.

В 1630 году строители заложили свод костела. Через 7 лет было завершено строительство купола. В 1639 году организовали торжественное посвящение в честь святых Петра и Павла. Планировка храма осуществлялась на базе вписанного в квадрат греческого креста. Таким образом, архитекторы продемонстрировали примером архитектуры ренессанса.

Архитектор Бенедетто (Бенедикт) Молли занимался проектированием коллегиума. В 1640 году еще не было большого помещения, но уже работало 30 иезуитов. В 1646 году проект был завершен. По определенным причинам сооружение не было создано и осталось недостроенным. Проект частично построили, он получил предварительные очерки.

В 1648 году на территории Речи Посполитой началась национально-освободительная борьба под руководством гетмана Богдана Хмельницкого. В этот период казаки атаковали Луцк. Польские костелы были разрушены и разграблены, а имущество существенно уничтожено. Собор Петра и Павла иезуиты были вынуждены покинуть. 

Их возвращение произошло в 1667 году. Тогда монахи снова дали новый толчок для функционирования архитектурного комплекса. Даже возобновили свою работу школы и театр.

Пожар и новое строительство

В июне 1724 года большой пожар повредили храм и коллегиум. В течение следующих 6 лет происходила существенная перестройка. Впоследствии сакральное сооружение получило совсем другой вид.

Для сохранения ослабленных пожаром стен специалисты построили галереи и установили две внешние башни. Постепенно костел изменился и приобрел классицистический вид.

Новый вид собора впоследствии священнослужители и верующие изображали на разных иконописях, реликвиях и религиозных предметах. В частности, храм можно было увидеть на иконе Святого Игнатия середины XVIII века. По мнению историков, он создавался для тринитарского костела Луцка.

К тому времени храм представлял собой место не только для богослужений. Рядом было множество построек и зданий, которые фактически создавали целый комплекс. Между двумя крыльями коллегиума располагался каменный дистиллятор с башней и часами. Известно, что на первом этаже было десять комнат, аптека занимала две из них. Также работали и кухня, трапезная, амбар, большой просторный зал, пекарня, 6 учебных классов, ораторий, 2 кладовые для дров. На третьем этаже было 13 комнат.

Во второй половине XVIII века епископом был назначен Каспер Цецишовский. Он активно начал заниматься волынским школой. В городе собралась значительная часть духовенства из соседних регионов. Религиозные деятели приняли решение о том, что духовные общины должны развивать город и Волынь в целом.

Упадок во время российской и советской оккупации

В середине XIX века власти захватнической российской империи оккупировали Волынь и начали активную борьбу против католицизма. Впоследствии на территории края исчезнет много монастырей и храмов. В Луцке проходила кассация ценных вещей, икон, книг.

Луцкий диоцез возобновили за возвращение польских властей в 1925 году. Снова в соборе зафиксировали пожар. Во время стихийного бедствия была уничтожена икона Святой Троицы художника Кунитцера. На восстановление Великого алтаря ушел год. 

Фонд Леона Райнеля подарил костелу серию рельефов «Крестный путь». Автором работы выступила скульптор София Тшцинская-Каминская. Торжественное придание реликвии состоялось в 1936 году.

Советская оккупация впоследствии снова негативно повлияет на развитие края. Послевоенные годы жителям запомнились борьбой с католиками. Собор использовался не по назначению, поскольку религию запретили. В подземелье сакральной постройки коммунистические представители хранили овощи. Само помещение обустроили под мастерские и жилье.

В 50-е годы коллегиум решили реконструировать. В 70-е помещение решили использовать под музей, а в декабре 1980 года открыли музей атеизма, где выставляли никому ненужные предметы. Большой алтарь с позолоченными скульптурами и мраморной лестницей представитель советской оккупационной власти разобрали в 1982 году. Пресвитерий был переработан под экспозиции «Космос».

Возрождение при независимой Украине

Первая римско-католическая служба уже после свержения коммунистического режима состоялась в сентябре 1990 года. Костел в последующие годы был отреставрирован и восстановлен. Луцкий епископ Маркиян Трофимяк занял кафедру в костеле Петра и Павла в 1998 году.

В начале XXI века у верующих не было препятствий с доступом к храму. Католики Луцка регулярно имеют возможность проводить мессы и собрания. В 2022 году во время полномасштабного наступления российских войск против Украины в костеле было организовано укрытие и волонтерский центр.

Орган

Безусловно, визитной карточкой католического храма является инструментальный орган. Он подчеркивает величие собора.

Музыкальный инструмент относят к группе клавишно-духовых. Подходящая акустика сакрального здания придает особое звучание. Иногда в помещении устраивают концерты органной музыки. На мероприятия собираются не только прихожане, но и луцкие меломаны.

В 1999 году из Германии привезли и установили новый орган. Его создали в 1953 году специалисты Маттхайс Крайнбринк и Генрих Рохльфинг из города Оснабрюк. Уникальный инструмент изготовили на территории древнейшей органной фирмы.

Скульптуры и боковые фасады

Скульптура Божией Матери является центральной. Она расположена на земном шаре, демонстрируя борьбу со змеем. В напряженной борьбе голова откинута вправо, а руки и волосы по бокам. В целом на ногах сосредоточено наибольшее напряжение. Ломаные складки синего цвета придают выразительности энергичной динамике.

Скульптуры Петра и Павла расположены на нижнем ярусе по бокам входов в сооружение. В разное время авторы предлагали и реализовывали свое видение монумента. 

Скульптура Петра сделана наиболее профессионально. Остальные два памятника расположены вверху под фронтоном. Воплощения в отображении конкретных фигур историкам неизвестны.

Подземелье

Обязательный пункт всех туристических экскурсий Старого города – поход в подземелье в соборе. Замысел Джакомо Бриани при строительстве храма заключался в том, чтобы в подземелье костела проводились религиозные службы.

Главная комната, по замыслу архитекторов, располагалась прямо под центральной навой в соборе. Для службы было оформлено сохранившимся каменным порталом. Его туристы могут увидеть за металлической решеткой справа. Он расположен при входе на экскурсию в подземелье. Росписи с латинскими надписями остались сохраненными для поколений.

Latest Posts

.