Суббота, 27 апреля, 2024

Появление книгопечатания на Волыни и значение Луцкого братства

Типография на Волыни развивалась параллельно общей тенденции на украинских землях. Появление изобретения положило начало революционному подходу к знаниям. Благодаря книге появилась возможность охватить информацию как можно больше людей. Доступность книг позволила охватить почти каждого гражданина, поскольку раньше стоимость учебников была значительной. К тому же на распространение произведения уходили годы. Печать все упростила. Весь процесс значительно удешевил, позволил сделать много идеально точных копий за короткое время. До изобретения книгопечатания стоимость одной книги была недостижима для рядового жителя нашего края. Впоследствии без печати нельзя было вообразить жизнь и развитие человечества, пишет lutsk-future.com.ua.

История книгопечатания на Волыни очень интересна и важна. Значительное количество работ требует тщательного исследования. Особенно это касается работ Острожской и Почаевской типографий.

Появление

Официально изобретение книгопечатания приписывается немецкому первопечатнику Иоганну Гутенбергу и датируется 1450 годом. Подробности историкам неизвестны, однако нет сомнения, что это изобретение имело и данные большое значение для культурных, социальных и политических изменений во всей Европе.

Благодаря книгопечатанию и Реформации родились современные европейские языки. Изобретение Гутенберга стало новаторским для развития образования. Печатались учебники, научные диссертации. Студенты получили более легкий доступ к учебникам, а обмен мнениями между университетами стал гораздо динамичнее. Также оказались возможными публичными споры, например между Мартином Лютером и Эразмом Роттердамским.

Сам Гутенберг разработал метод построения шрифтов и их сборку. Спустя время деревянные купели заменили на металлические. Он изготовлял их на специальном литейном аппарате, а также своей конструкции. Наконец-то он создал собственный дизайн печатного станка. Несомненно, таким образом он значительно усовершенствовал процесс печати и навсегда изменил лицо Европы. В 1448 году он основал типографию в Майнце. К сожалению, через некоторое время умер бедным человеком.

Период ранних печатных изданий первой половины XVI века

Волынь – старейший центр украинской культурной жизни. Земля территориально ближе Западу, поэтому культурное развитие в крае шло быстрее, чем на других украинских землях.

В XVI веке полиграфическая промышленность систематически отходила от наследования формы средневековых рукописей. Часто используются ксилографические инициалы и иллюстрации, напечатанные одновременно с текстом, составленным шрифтом. Важнейшим типографско-издательским центром в то время является Краков, если оценивать развитие именно книгопечатания на украинских землях. Однако его печатают по всему Королевству и Литве. Кроме польско-латинских типографий создаются кириллические и еврейские издательства. Типографы, как и при инкунабуле, отливают шрифты самостоятельно, но создаются и специализированные шрифты, которые поддерживают как ближние, так и дальние типографии.

Западное влияние в первую очередь шло через Польшу. Это и отражалось на Волыни. Новые реформационные идеи касались и книгопечатания. Именно в нашем крае религиозные состязания кипели сильнее всего. Самыми развитыми городами того времени были Острог, Владимир, Луцк, Ковель, Дермань, Кремянец, Почаев, Рохманов, Четвертная, Пересопница, Палац, Хорошев, Черная.

Книгоиздание в Луцке

Луцкое братство играло значительную роль в распространении книгопечатания. Его представители вели активную борьбу с униатской религиозной идеологией, выступало за духовное раскрепощение западноукраинского населения. Образование в этом имело большое значение.

В Луцке они искали возможности создания типографии. Новое учреждение позволило бы выпускать нужные для образования книги. Такой случай появился, когда прибыли в город специалисты книгопечатания иеромонах Павел Домжив-Люткович Телица и его иеродиакон Сильвестр. В 1625 году в селе Четвертня они издали «Псалтырь», первую печатную книгу в пределах сегодняшней Волыни.

В 1628 году началось книгоиздание в Луцке. Тогда же вышел сборник «траурных стихов» на украинском языке. Работу посвятили лучанцы Василисе Япковне. Их написал Степан Полумеркович, который был тесно связан с Луцкой братской школой.

В последующие два года Люткович напечатал в Луцке «Часослов» и «Разговоры человека хорого».

После этого его пригласили на должность Игумена монастыря в Чернове. Позже он переехал в Луцк и перевез с собой типографию. Впоследствии он передал ее Сильвестру, а тот накануне смерти завещал все полиграфическое богатство Луцкому братству.

Завещание предоставило право на безграничное владение типографией. Дмитрий Урсул Рудецкий, владелец Черной, стремился присвоить наследие Лютковича и Сильвестрова, поскольку это давало хорошую выгоду. Шляхтич так и свои планы реализовать не смог.

В октябре 1635 типографию с определенными трудностями, но все же перевезли в Луцк. Деятельность все же оказалась не слишком продолжительной, ведь в том же году на дом братства напали студенты иезуитской коллегии. Они совершили погром, упустили много полиграфического орудия. Историки считают, что именно по этой причине типография не работала.

Заведение возобновило свою деятельность в 1640 году. Они выпустили «Апостол» и «Евангелие через все воскресенья и праздники». Дальнейшая судьба типографии неизвестна.

Впоследствии такие же учреждения появились в Остроге, Луцке, Кременце, Черной, Четвертной.

Волынь подарила украинскому книгопечатанию замечательного специалиста Онисима Радишевского. В 1586 году он все же уехал в Москву, где в то время отрасль развивалась все же интенсивнее и динамичнее, поскольку мокшанские племена не подвергались влиянию войны. В столице Московии он руководил Печатным двором, издал свою первую в наследнице татарского государства военно-техническую книгу. Для московских печатников украинские издания являлись примером. Углублялись связи книгопечатания, поэтому со временем можно увидеть переписанную историю Руси на московский лад. Пройдут столетия и московские власти будут манипулировать именно историческими фактами, которые после развития книгопечатания быстрыми темпами будет пытаться переписывать.

Иван Федорович

Иван Федорович был изобретателем двухцветной печати. Влияние его фигуры на развитие направления сложно переоценить, ведь его деятельность называют фактически революционной в отрасли.

В Заблудове книгоиздатель сменил свою московскую фамилию на Федорович. Он начал реализовывать свою стратегию по печати книг. Впоследствии его имя узнала вся Европа.

Во второй половине XVI века он занимался книгоизданием в Заблудове, Львове, Дермане и Остроге. Первое восточнославянское пособие «Букварь» было им составлено и напечатано в 1574 году. Впоследствии были опубликованы Учительное Евангелие и Псалтирь с Часословцем.

Острожская типография

Некоторые типографии в XVI веке начинают активную работу. Среди них стоит выдающиеся наиболее эффективные для того времени.

Наиболее известной оказалась Острожская типография. Первое документальное упоминание о бумажной датируется 1603 годом. Упоминание зафиксировано на бумаге мастера Войцеха в соглашении по разделу имений между братьями Янушем и Александром Острожским.

Доходы от деятельности заведения шли на госпиталь. Учреждений основала Анна-Алоиза Острожская. В 1648 войска Богдана Хмельницкого во время боев разрушили ее.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.