Борис Иванович Черановский известен работами в авиа отрасли. Среди украинских авиационных конструкторов он занимает особое место. Именно волынянина считают создателем «бесхвосток» и разработчиком «летучего крыла» полного профиля. За свою трудовую деятельность ученый сумел спроектировать более 30 самолетов и планеров, но признание получил за «Параболу», аппарат с параболической формой крыльев в плане, пишет lutsk-future.com.ua.
Обучение
Борис Иванович Черановский родился в деревне Павловичи. Ранее населенный пункт входил в состав Локачинского района Волынской области. Отец будущего конструктора не имел отношения к науке. Мужчина работал учителем в церковноприходской школе. Информация о его матери в архивах и биографических упоминаниях отсутствует.
Учился Борис в Виннице. После окончания школы он отправился в Киев, где поступал в художественное училище. Это произошло в 1914 году. Война не помешала ему получившим соответствующие знания. В 1919 году юноша закончил учебу в заведении.
В начале 20-х годов еще продолжался отзвук кровавой революции на обломках российской империи. Борис в 1920 году решил переехать в москву, где и начинается его развитие. Он полностью воспринимает большевистские настроения и верит в коммунистические идеи, доказывающие его заметки.
Еще во время учебы он увлекся конструированием и строительством планеров и самолетов. В 1921 году ученый предложил проект самолета «летучее крыло». В 1924 году его технологии доказали целесообразность разработки и сооружения самолетов такого типа. Название новой технологии происходит от первых букв имени авиаконструктора.
Первые идеи
Человек издавна мечтал летать. Аэродинамика птиц оказалась сложнее, чем казалось, поэтому появились самолеты, вертолеты, квадрокоптеры и множество других летательных аппаратов. Всю эту технику используют для создания подъемной тяги и перемещения силу установленных двигателей (иногда в совокупности с крылом), и ни один не способен «махать» несущей поверхностью крыла, как это делают птицы.
Период 1920–1930-х годов в авиастроении знаменит попыткой активного поиска уникальных аэродинамических схем. Создаются и применяются на практике необычные конструкции летальных аппаратов, определившие для авиации направления дальнейшего развития. Их разработку выполняли люди с нестандартным мышлением.
Именно после Первой мировой войны популярность приобретают аэродинамические летательные аппараты, двигателем которых является машущее крыло. Конструкция позволяет летать птицам, насекомым и летучим мышам, а также вымершим птерозаврам.
Человек давно планировал имитировать их полет, создавая крылья для полета. В научных целях орнитоптеры создают массово, но никакого практического применения у них не было.
Черановский в 1921 году впервые предложил проект самолета типа «летучее крыло». Коллеги авиаконструктора не верили в возможность реализации идеи. Через два года конструктор сумел завершить соответствующие работы и представил прототипы технологии. Испытания начались 1 апреля 1923 г. на аэродроме Московской школы авиации. В это время БИЧ-1 протестовали.
БИЧ-2 «Парабола» оказался вторым планером, созданным по схеме «летучее крыло». Он представлен в сентябре 1924 года. Полить оказался удачным, поскольку результат добыт лучше, чем у других конструкций.
Разработка БИЧ-1
Разработчик указал, что 16 марта 1923 года утвердили акт акт по предварительным испытаниям этой первой «параболы». Другие данные свидетельствуют о том, что предварительные испытания смогли провести 1 апреля того же года.
Во время тестирования наблюдались плохие погодные условия, поскольку растаявший снег и как следствие лужи воды мешали авиасуднам. Планер решили привязать к специальным аэросаням. Со временем осуществлялась буксировка вдоль аэродрома. Эксперты фиксировал показатели управляемости и устойчивости. Технология показала весьма поперечную стойкость.
На южном побережье Крыма 1 ноября 1923 года организовали первые советские планерные соревнования. В общей сложности приняли участие 10 планеров, хотя участники заявили 20 единиц. Машина волынянина шла под №7, называлась просто БИЧ без указания цифрового индекса. Моноплан представили со сплошным крылом толстого профиля. В нем была парабола. Обычные рули отсутствовали.
Летчик совершал первые попытки оторваться от земли, но планер из-за слабого ветра не показывал результатов. Черановский и дальше продолжил работу над совершенствованием конструкции. Он решил внедрить руль поворота, но из-за нехватки летного состава испытания планера так и не провели. В последние дни мероприятие отменили.
БИЧ-2 и первые полеты
Второй планер, разработанный по схеме «летучее крыло», отличался увеличенными размерами и наличием отдельных усовершенствованных деталей. Можно заметить в этом экземпляре удлинение крыла, показатели которого увеличились со значения 2 до 4. Аэродинамический профиль «Геттинген 436» также использовался. У него была относительная толщина в продольной оси 11%. Нагрузка всего 2,24 кг/м² фиксировалась из-за небольшого веса и крыла рациональной фермовой конструкции.
В центре конструкции разметили одно колесо. Это позволило успешно передвигать по земле и совершать взлет. Руль поворота без киля составлял вертикальное оперение. Элероны были встроены вдоль задней края крыла.
Пилот залезал в планер через отверстие. Оно закрывалось матерчатым клапаном. Также зашнуровывалось, поэтому на архивных фото модно видеть как у летчиков во время полетов торчит голова.
В ходе полета 25 сентября выяснилось, что БИЧ-2 на больших углах атаки летает более устойчиво. Всего выполнено 27 полетов, но сам Черановский указывал 28. Наиболее длительный продолжался 1 мин 20 с. Эти полеты позволяют считать планер БИЧ-2 первым в мире успешно испытанным аппаратом, определяемым как полноценное «летучее крыло».
Перспективные планеры
Другие разработки специалиста также были удачными, но некоторые машины не выдержали испытания. Следует вспомнить одни из самых успешных.
Экспериментальный планер “Че-22” (БИЧ-22) – первый одноместный, который представил волынянин. Технология создана по схеме «летающее крыло». Крыло, по замыслу конструктора, выполнили составным. Оно образовано центропланом малого удлинения параболической формы в плане. Специальные консоли также пристыковывали. По их концам устанавливали вертикальные кили – конечные шайбы.
Отличная устойчивость и управляемость аэродинамической схемы – результат испытаний. Опытный экземпляр «Че»-22 создали в 1948 году. Работа над ним даже после окончания Второй мировой войны говорит о том, что характеристики были весьма удачными. Уже в июле 1949 года на параде летчик выполнял на «Че-22» сложные испытания, демонстрируя фигуры сложного пилотажа.
БИЧ-8 «Треугольник» – планер с простой конструкцией и незначительным весом. Его изготовили из дерева и обтянули полотном. Готовился аппарат ко Всесоюзному планерному взлету, но все же так и не попал на взлет. Он больше года оставался в ненадлежащих условиях. Однако очередное тестирование состоялось без каких-либо событий.
БИЧ-12 украинец сумел создать для проверки соответствующих показателей влияния удлинения крыла. В 1931—1932 годах он намеревался протестировать его на летные характеристики устройства, созданного по схеме «летающее крыло». Планер БИЧ-8 взят за основу для работы над БИЧ-12.