Воскресенье, 28 апреля, 2024

Бомбардировки Ковеля и Ривне: как первые дирижабли над Волынью летали

Дирижабли в Первой мировой войне сыграли значительную роль в проведении боевых действий. История человечества четко обозначает определенные периоды господства техники, но отдельные экземпляры удивляли своей оригинальностью долгое время. Период активного доминирования дирижаблей в истории оказался слишком коротким – всего 37 лет. Все же иногда именно это чудо техники называют первыми почти полноценными беспилотниками, пишет lutsk-future.com.ua.

История создания и первые полеты

Для многих украинцев дирижабли ассоциируются преимущественно с первой половиной ХХ века, когда эти машины были в самом лучшем виде. Их история, однако, достигает гораздо более длительного начала — вплоть до XVII века. Именно в период Возрождения итальянский иезуит Франческо Лана де Терци придумал летательный аппарат, который зависал бы в воздухе с помощью медных шаров с вакуумом внутри. В своих предположениях идея итальянца не слишком отличается от конструкции, которую впоследствии начали отождествлять с дирижаблями, но только 180 лет спустя эта идея была фактически реализована.

Речь идет о достижении французского изобретателя Анри Жиффара, пролетевшего в 1852 году 27 километров на летательном аппарате с паровым двигателем. Дизайн Гиффарда установил стандарт в области дирижаблей, которые в последующие годы переняли его общий дизайн, конечно, соответственно изменив его.

Первый полет необычного авиасуда состоялся 2 июля 1900 года. Именно с этого времени идет отсчет эра пассажирских дирижаблей. Полет из Франкфурта в Нью-Йорк длился примерно 60 часов. На тридцать часов дольше ехал в Рио-де-Жанейро. Крупнейшие в мире линейные дирижабли: LZ-129 Hindenburg и LZ-130 Graf Zeppelin задают высокие стандарты. Их триумфальное шествие по небу прервало трагический случай 6 мая 1937 года – погибли 35 человек.

Процесс строительства техники

Дирижабли можно сконструировать тремя разными способами в зависимости от наложенных механических ограничений и применения воздушного шара. Речь идет о жестком (типе LZ 129 Hindenburg), полужестком (типе Zeppelin NT) или гибком (или дирижабле).

В гибких дирижаблях встроена форма корпуса. Она поддерживается внутренним давлением газа. Чтобы приспособиться к колебаниям объемов газа при изменении давления, которые способны изменить форму воздушного шара и вызвать его свертывание, давление традиционно поддерживается с помощью одного или нескольких надувных шариков. Кроме того, регулируемые или автоматические клапаны ограничивают давление. Гондола соединяется с корпусом при помощи подвесных канатов, закрепленных на тросах корпуса. Это усиленная металлическая или деревянная балка, на которой сгруппированы персонал и органы управления (двигателем, рулем или рулем высоты).

У жестких дирижаблей, прототипом которых являлся цеппелин, корпус изготавливали из легкого сплава из больших колец, соединенных между собой продольными балками. Каждый конец заканчивается конусом, а задний конец, более суженный, несет хвост, высоту и руль. Рама покрыта водостойким и лакированным полотном для уменьшения сопротивления движению. Внутренняя часть разделена на части, каждая из которых содержит воздушный шар, наполненную водородом. Он тяжелее, чем гибкий аэростат того же воздушного пространства из-за веса конструкции, но благодаря прочному фюзеляжу он может развивать более высокие скорости и перевозить больший тоннаж благодаря возможности построения больших обшивок емкости (10 000 м3). В разные годы масштабы отличались: от 70000 м3 в 1900 году до 200000м3 в 1938 году.

Боевое крещение

Перспектива использования дирижаблями функций бомбардировщика назрела задолго до Первой мировой войны. Генерал германской армии в отставке Цеппелин впервые высказал идею о возможности использовать для путешествий по воздуху огромную сферу. Ее отдельные отсеки планировали заполнить газом. В 1874 году, сделав соответствующую запись в своем журнале, он уверял о такой необходимости. Его в первую очередь интересовало использование дирижаблей в военных целях.

Позже он также отмечал военные нужды, посылая бесконечные письма первым людям в государстве. Те, посовещавшись с другими военными, каждый раз отказывали энтузиастам. Другой, пожалуй, просто бы показался, но Цеппелин был не таким. Свой первый дирижабль он запустил фактически за собственные деньги.

Он не сдался даже после первых испытаний, показавших, что расчеты изобретателя не учли сопротивления воздуха, которое обычный ветер может внести в движение дирижабля. Цеппелин не считался с препятствиями — он начал осаждать ведущие конструкторские бюро заказами на все более мощные двигатели, способные компенсировать удары воздуха.

Равномерно публичные деятели увидели его первые фурроры, правительство стало интересоваться развитием инициативы графа. Он даже получал скромные стипендии, которые, впрочем, все равно не сравнивались с теми суммами, которые выделялись на строительство дирижаблей самим изобретателем.

В отличие от самолетов, эта техника была мощной силой в начале мировой войны. Российская империя того времени считалась передовой в плане военного авиационного парка, ведь в Петербурге находилось более двух десятков самолетов. В Германии налицо было 18 дирижаблей. Авиация Австро-Венгрии была одной из самых слабых, поскольку в парке этого государства было 10 дирижаблей.

Над другими странами германские войска имели преимущество. Это произошло благодаря успехам конструкторских решений графа Цеппелина и Шютте Ланца. Немецкая техника могла преодолеть расстояние 2-4 тысяч километров  со скоростью 80-90 км/ч и сбросить на цель несколько тонн бомб.

Первое боевое внедрение дирижаблей вышло 14 августа 1914 года. Тогда в результате налета на Антверпен было разрушено 60 домов и еще 900 повреждено. Уже к сентябрю немецкие войска потеряли 4 аппарата. Огромная и угловатая техника оказалась легкой целью.

Строительство эллинга в Луцке

В преддверии Великой войны российская армия включила в стратегию своей разведки дирижабли как основное средство. На западной границе царская армия развернула целую линию соответствующих баз, в частности в Гродно, Бердичеве, Белостоке, Брест-Литовске, Лиде, Ковно.

Дирижабли «Лебедь» и «Альбатрос» дислоцировались в Луцке. В 1914 году германская компания Ballonhallenbau-Gesellschaft m.b.H. построила эллинг (ангар) для дирижаблей.

Информации по посещению российскими авиасудами Луцка нет. Первая воздухоплавательная рота, которая дислоцировалась в городе, получила возможность использовать только воздушные шары. Их основной задачей была корректировка артиллерийского огня. Луцкие старожилы еще в 60-х годах ХХ века напоминали, что в канун Первой мировой войны в небо регулярно поднимались воздушные шары.

В общей сложности на территории тогдашней российской империи построили 14 эллингов. Такое же количество дирижаблей насчитывалось в армии. В начале войны оказалось, что боеспособных дирижаблей всего четыре.

Воспоминания очевидцев

Информация о появлении дирижабля в волынском небе доступна и в архивных источниках. В Луцке накануне Первой мировой войны дислоцировался 44-й Камчатский пехотный полк. В этом соединении служил поручик Жуковский Борис Адамович. Он регулярно писал и отправлял письма своей жене Елизавете. В общей сложности исследователям известно 50 писем за период с 1913 по 1917 годы. Поручик подробно описал фронтовые будни, а данные совпадают с историческими документами.

Извлечение из письма свидетельствует, что у поручика сложились изрядные впечатления от появления в небе дирижабля. Письмо написано 14 августа 1914 года вблизи пригорода Дубно. В нем говорится о том, что он видел как ночью «летал цеппелин»: в бинокль можно было увидеть освещенные окна его каюты и едва заметные очертания сигары – его корпуса».

Специалисты считают, что российский поручик описывал появление немецкой техники. В авиасудах императорской армии были встроены каюты с окнами в средней части корпуса. Такой дирижабль использовался и австро-венгерским генштабом. Немецкие войска размещали свою технику тогда на территории Польши и Пруссии.

Появление цеппелина LZ 79 над Ковелем

Вблизи Ковеля в августе 1915 года жители уже слышали артиллерийскую канонаду. Пушки австро-венгерской армии изгоняли русские подразделения за пределы города. Чтобы помешать отступлению сил царской армии, к бомбардировке крупных железнодорожных станций были привлечены цеппелины.

С апреля 1915 года кайзеровский воздушный флот получил 22 дирижабли. Авиасудны имели новейшую конструкцию серии «P» с четырьмя двигателями «Майбах» МС-Х мощностью 210 лошадиных сил. Их длина достигала 163 метров, максимальная скорость равнялась 96 км/ч. В общей сложности такая техника способна была поднять 16 тонн полезного веса. Впервые один из таких летательных аппаратов слетел с базы в Познани для бомбардировки железнодорожных узлов. На его борту находилось 1300 кг бомб.

LZ 79 над Ковелем появился в 2 часа 30 минут. Дирижабль сбросил неиспользованную часть груза бомб на железнодорожный узел. Цеппелин под командованием капитана Гейсерта вернулся в Познань в полдень на следующий день. За 17 часов пребывания в воздухе он пролетел 1600 километров .

Особых последствий Ковельской бомбардировки не имело. Австро-венгерская пехота заняла город 23 августа.

В боевых действиях цеппелин LZ 79 участвовал непродолжительное время. Еще раз он бомбил железные дороги Брест-Литовска 25 августа. В январе 2016 года он совершил два боевых вылета во Франции.

Атака на Ривне и падение вблизи Луцка

Второй боевой дирижабль тоже летал над Волынью непродолжительное время. Его построили в апреле 1915 года LZ 39 (серия «О»), успел дважды бомбить Лондон.

Последний вылет на Западном фронте был зафиксирован 12 июня 1915 года. Он был совсем неудачным. Цеппелин получил задачу бомбардировать порт Кале. Над Ла-Маншем девять английских самолетов нанесли по нему удары. Обычные шары не могли повлиять на его полет, поэтому на него сбросили 20-фунтовые бомбы (по 20 кг). LZ 39 удалось добиться базы в Генте. Это было первое в истории бой самолета с дирижаблем.

Авиасудно LZ 39 впоследствии отремонтировали и отправили на Восточный фронт. Он уже 7 августа бомбил крепость Новогеоргиевск (севернее Варшавы), а также в ночь с 13 на 14 октября сбрасывал бомбы на железнодорожный узел Ривне. Полет на украинский город 17 декабря 1915 года оказался для него последним.

Цеппелин был поражен на высоте 2,200 тысяч метров во время бомбардировки вокзала в Ривне. Попадание произошло в кормовые отсеки с помощью пушечной шрапнели. После этого началась потеря водорода. Экипаж попытался сбалансировать дирижабль, но в Германию он не долетел. Вблизи Луцка цеппелин совершил аварийную посадку.

Дирижабль разобрали, поскольку транспортировка оказалась очень затратной. После этого падение цеппелины обходили Волынь. После Первой мировой войны поблизости летал только дирижабль «Лех». Время его эксплуатации датируется периодом с 1921 по 1928 год.

Жизнь на борту

На борту некоторых дирижаблей было пианино специальной конструкции, изготовленное фирмой Blüthner из дюралюминия, обтянутого желтой кожей. С восходом и закатом гости собирались на набережных, тянувшихся по обе стороны от дирижабля. Сквозь панорамные окна они любовались величественно двигавшейся внизу землей. Однако наиболее посещаемым помещением оказалась курительная – единственное место на дирижабле, где был разрешен открытый огонь.

Украшенный темно-синим цветом внутренняя часть авиасудна часто имела и большую карту неба с обозначенными созвездиями и эскизами старых воздушных шаров и дирижаблей, сделанных на желтой коже. Курильщики сидели в креслах, обитых мягкой темно-синей кожей.

Жизнь на борту состояла из определенных ритуалов. Несколько раз в день, во время подачи кофе, капитан лично информировал путешественников о текущем положении, погоде и рассказывал интересные факты о лайнерах, где скользили океаном. Посредством радиостанции посетители могли отправлять и получать телеграммы и информацию о текущей ситуации на бирже.

Трагедия 6 мая 1937 года

Мода на дирижабль, возможно, сохранилась бы, но случилась трагедия 6 мая 1937 года. Во время своей первой трансатлантической поездки, когда «Гинденбург», пришвартовали в аэропорту Лейкхерст, он вспыхнул. В результате катастрофы погибли 37 пассажиров. Всего на борту находились 97 человек.

Техника очень быстро загорелась и сгорела. На это ушло всего лишь 34 секунды.

Среди версий по падению существовали разные. В том числе и такие:

  • Диверсия коммунистов
  • Статистическое электричество, возникшее при прохождении грозовым фронтом
  • Легковоспламеняющаяся краска

В эпоху цеппелинов дальние путешествия были для состоятельных, а пересечение океана само по себе было происшествием. Людей не очень волновала скорость, поскольку альтернативным средством тогда числился корабль.

Туристическое авиасудно после выпуска получало огромные обзорные окна и места для прогулок. Работали также бар и библиотека. Билет из Германии в Нью-Йорк стоил 400 долларов, что по сегодняшней стоимости денег было бы около 6000 долларов. Это было почти в 2,5 раза дороже круиза первого класса на трансатлантическом лайнере и почти в пять раз дороже морского круиза третьего класса. С его падением золотые сутки дирижаблей завершились.

Современность

Компания Zeppelin Luftschifftechnik GmbH, основанная в Германии, работает успешнее и продолжает традиции Фердинанда фон Цеппелина. В течение нескольких лет организация изготовила современные пассажирские дирижабли под названием Zeppelin NT.

Zeppelin Luftschifftechnik предлагает, помимо возможности аренды дирижаблей, целый спектр туристических рейсов. Самый дешевый вариант – получасовой перелет над Фридрихсхафеном, где расположен аэропорт компании. Стоимость билета – 255 евро.

Современный Zeppelin NT может развивать скорость в 125 км/ч и подниматься на высоту 2600 метров. Как уверяет производитель, полет полностью безопасен. Для движения используются три двигателя: два боковых и один в кормовой части дирижабля. Все они снабжены пропеллерами с регулируемым шагом. 

Значительным усовершенствованием по сравнению со старыми дирижаблями является дополнительный, поперечный пропеллер, расположенный в самом конце дирижабля. Он может работать горизонтально и вертикально, выполняя роль подруливателя для плавсредств. Хотя в мире существует с десяток современных дирижаблей, но ни один из них не может сравниться с кораблем такого класса, как «Граф Цеппелин» или «Гинденбург».

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.