Суббота, 27 апреля, 2024

Гонки Николая фон Мекка и роскошь семьи Радзивиллов: волынские автомобили на ретрофото

Автомобили на Волыни уже в начале ХХ века приобрели популярность среди широких масс населения. Луцкая историк Татьяна Яцечко-Блаженко провела исследования и опубликовала ретрофотографии разных авторов и список интересных фактов, пишет lutsk-future.com.ua.

Популяризация автомобилизма Николаем фон Мекком

Имение известного барона Николая фон Мекка располагалось в городке Рожище. Во времена Волынской губернии он считался первым, кто давал движущую силу популяризации транспортных средств. Именно он оказался организатором значительного количества соответствующих соревнований, автопробегов и гонок в начале ХХ века.

Барон фон Мекк в период 1906-1913 годов владел двумя автобусами и десятью автомобилями. Все автомобили марки Mercedes. На Волыни свое имение он посещал время от времени.

Благотворитель в 1912 году планировал возглавить Варшавский автопробег, а также стать его командором. Это сделать так и не удалось, но в связи со своей занятостью и занимался скорее интенсивным построением новых железнодорожных путей, поэтому на мероприятие не явился.

Николай фон Мекк продемонстрировал знак уважения к участникам автопробега. Его имение в Рожищах использовали в качестве гостиницы участники автогонок. Также именно в этом городке располагалась одна из первых крупных автозаправок в Волынской губернии.

Барон фон Мекк и дальше планировал организовать пробеги на территории Волыни, но планы так и не реализовались. В 1929 году барона арестовали карательные органы НКВД. Его обвинили в «контрреволюционной вредительской организации» и расстреляли.

Отмечались своими успехами в продвижении автомобильной отрасли и представители известной семьи Радзивиллов из Олыки. Они также владели малым автопарком. Очевидцы рассказывают, как в 20-х годах вельможи передвигались на новинках автопрома того времени.

Автогонки

При Второй Речи Посполитой автомобильная отрасль стремительно развивалась. «Волынский Клуб Автомобильный» приступил к работе 11 мая 1929 года. Организация отвечала за Первый Волынский Райд. По направлению Луцк-Львов-Люблин-Луцк прошел первый автопробег.

Инженера Францишека Ксенжопольские избрали в 1930 году вице-президентом клуба. Он работал в должности директора Волынской дирекции публичных работ в Луцке. В гонке принимал участие и первый официальный представитель американского автомобильного концерна Ford. Это произошло в 1929 году.

Автомобили преодолели расстояние в 970 км. Райд Волынский оценили на самом высоком уровне. Организация мероприятия оказалась достаточно успешной.

Благодаря представителям полиции и дорожных служб на дорогах всех воеводств (кроме Волынского) царил порядок. Они помогали с направлением и организационными вопросами. Заправляли машины маслом и бензином компании Standart Nobel Vacuum Oil Company. Они заправляли авто на соответствующих станциях в Луцке, Люблине и Львове. В Луцком казино закончился Райд торжественным ужином. Все участники были довольны мероприятием и обещали снова принимать участие в соответствующих соревнованиях.

В советское время уже не было таких масштабных мероприятий. Местное население в общем видело роскошные автомобили только на торжествах. Свадебные кортежи в селах местные жители видели только грузовики. Гости были очень счастливы. Они сидели в кузове и считали грузовик лучшим автомобилем. Именно такие «праздничные» транспортные средства можно увидеть на представленных фото в материале.

На свадебном автомобиле весело было передвигаться и летом. Иногда все слезали с кузова и вместе освобождали транспортное средство. Такие своеобразные кортежи в селах были распространены до конца 1980-х годов. 

Уже после распада Советского Союза у людей стали чаще появляться легковые автомобили, поэтому габаритные грузовики почти не использовали в свадебных обрядах. Все-таки и в XXI веке можно увидеть на улицах волынских городов автомобили в ретростиле.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.