Четверг, 25 апреля, 2024

История появления почты в Луцке

Почта в Луцке стала одной из первой на территории современной Украины. Историки считают начальным этапом XVII столетия. Именно во времена Речи Посполитой произошло становление передачи важных свертков не только на Волыни, но и в общем тогдашнем государстве, пишет lutsk-future.com.ua.

Самая древняя история

В начале прошлого тысячелетия между князьями и двором возникала необходимость переписки. Для этого отправляли посланцев. Основным средством организации транспорта для гонцов были лошади и телеги.

В польские времена вручение лошади и замена лошадей происходили в доме главы админрайона, бургомистра или джуры. Города отвечали за доставку подлодок для транспортировки пакетов. Магистраты часто требовали освобождения от обязанности нести службу бесплатно.

Лишь в 1564 году на варшавском сейме был отменен вступительный сбор и тогда же введен челночный налог, к которому были обязаны все имения, принадлежавшие королевской собственности. Налог устанавливался в размере 16% от оценочной стоимости имущества или предприятия, расположенного в черте города. А село должно было платить 6 денег за поле или волоку за подводный и платить акциз на спиртные напитки для целей налога. Прибыль от подводного налога перечислялась в старостинскую кассу, откуда шла в королевскую казну.

Поступлений от подводного налога не хватало, чтобы покрыть расходы на содержание подлодок, поэтому в 1565 году на Петркувском сейме был издан новый универсал по этому поводу. Согласно ему были снижены плата за пользование конем и телегой, а также вознаграждение перевозчику. Однако из-за обнищания городов и уклонения от уплаты поступления от подводного налога были небольшими. В 1576 году Стефан Баторий издал третий подводный универсал, в котором угрожал «противным городам прямой судебной расправой без предварительного иска в сейм». После выхода этого распоряжения в государственную казну начали поступать большие суммы, но недостаточные для покрытия дефицита, возникающего вследствие все более динамичной системы.

Монастыри, дворы, города и купцы поддерживали другие связи с посланниками. Со времен Казимира Великого в стране действовали университетские средства обмена сообщениями, которые установили связь с университетами Парижа и Италии. В то время Луцк, находившийся под литовским правлением, уже перенимал польский опыт.

С помощью торговцев, путешествовавших по Европе, посылались сообщения изредка. Однако такая информация поступала с опозданием и нерегулярно, поэтому у каждого состоятельного купца были свои гонцы в разных частях Европы. Они руководствовались определенными факторами. Среди тех, кто был владельцем такой частной системой связи, была известна купеческая семья Фуггеров из Аугсбурга. В конце XV века они основали постоянные торговые пункты в Кракове, а позже во Вроцлаве. Их почтовые линии использовали польский двор и магнаты. На Волынь эта система пришла с основанием Речи Посполитой в 1569 году.

Создание королевской почты

В XVI веке к первоначальным обязанностям перевозки корреспонденции пришел грузовой и пассажирский транспорт. Именно тогда король Зигмунт Август «через Вену установил постоянную почтовую связь между Венецией и Краковом, посредством почты, то есть расставленных коней». Созданная монархом государственное учреждение имело, прежде всего, поддержку постоянных экономических и дипломатических контактов с другими европейскими государствами. 

Соединение Краков-Венеция функционировало плохо, а бесплатная доставка королевских писем оказалась фикцией, поэтому в 1564 году Сигизмунд Август расторг соответствующий договор. Новым директором почты стал Петр Маффон, которого в 1568 году сменил Себастьян Монелупи, краковский буржуа, в семье которого почта действовала почти сто лет.

Королевская почта Сигузмунда Августа включила Польшу в сеть регулярных международных соединений. Устанавливались почтовые пути между Речью Посполитой и иностранными политическими и экономическими центрами. Королевские свертки, на которые распространялся принцип неприкосновенности, гарантировали эффективный поток информации между судами. Вооруженные конфликты были главным стимулом для установления новых почтовых сообщений на огромных территориях тогдашнего польского государства. Выросло количество дипломатических писем, которые направлялись соответствующим образом, а также иностранной частной корреспонденции. Почта еще не носила национальный характер, ее связи были направлены исключительно на другие страны.

Почта в Луцке в XVII веке

Датой появления «осовремененной» почты в Луцке считается 1688 год. В конце XVII века представители шляхты на заседании в королевском дворце Верхнего замка приняли постановление. В документе говорилось, что из Луцка в Замостье нужно наладить регулярную почтовую связь. Тогда-то и начали отправлять публичные и частные письма. Периодичность – еженедельно в польский город и еженедельно в обратном направлении.

В настоящее время приходится создание почтовых сообщений между разными европейскими городами. Интенсивный процесс начался и на Волыни.

В 1689 году почт-мастер в Луцке начал выполнять свои функции. В его распоряжении было несколько почтальонов. В конце недели они регулярно увозили и привозили соответствующую корреспонденцию. Появление в Луцке конного почтальона в специальной форме было довольно выдающимся событием. Пообщаться с посланником совпадало большое количество горожан.

Разместить почту решили в каменном доме почти в центре. Это здание тогдашнего города на Троицкой улице (теперь Драгоманова) у стен Нижнего замка.

В разных письменных документах постройку упоминают довольно часто. Все же только иллюстрация Луцка за 1789 позволяет на современных планах его локализовать. Историки полагают, что это здание на перекрестке улиц Драгоманова и Кафедральной.

В общей сложности коллектив почты состоял из 5-6 работников. Луцкий магистрат в начале ХХ века приобрел усадьбу на Красном (ныне улица Красного Креста), чтобы разместить всех работников. После значительной перестройки здесь разместилась почтовая контора Луцка. Со временем появился и первый почтовый ящик, и первый телефон.

В первые годы существования луцкой почты корреспонденцию отвозил конный гонец, и только потом появились почтовые кареты. Потребность в перевозке почтовыми дилижансами не только корреспонденцию, но и пассажиров привела к увеличению почтовых лошадей. Луцкая почта получила их 20.

Главная почта Луцка на Кривом Вале

В конце 30-х годов во время Второй Речи Посполитой построили здание главной почты на улице Кривой Вал. Это один из основных знаменитых объектов города.

Название улицы происходит от ответных действий на этой территории. До начала XIX века на локации были городской вал и овраг. В результате расширения города овраги засыпали. Сам овраг начал выделяться довольно слабо.

Исследователи Луцка считают, что помещение главной почты это пример архитектуры функционализма. Стиль появился в Германии. Он олицетворяет стремление к простоте, ясности, лаконичности, без чрезмерного великолепия. Конструкция здания должна была соответствовать ее функциональному предназначению. Особенностью почты является ее операционный зал первого этажа с так называемым световым фонарем. Фактически это было стекло вместо потолка, сквозь которое в зал попадает дневной свет. Главная почта – одно из немногих зданий, которые на протяжении истории не меняли своего назначения.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.