Вторник, 16 августа, 2022

История Братского моста в Луцке

Мосты в Луцке уникальны и имеют свою историю. На Волыни помнят о величии этих необычных конструкций и уважают воспоминания. Один из легендарных мостов – Братский (Казимира Великого). Историческое наследие дарит оценку и на будущее, пишет lutsk-future.com.ua.

История создания

В Луцке есть 30 разных соединительных мостов. Старый город расположился на острове среди поймы реки Стырь. Сейчас это исторический район. Северная сторона острова была окружена водами стариц Стыру – Глушицкая Дужа и Глушица.

Расположение Луцка на острове вызвало необходимость строительства нескольких мостов. Кроме того, неподалеку протекала река Стырец, а путь на Дубно пролегал по луговым участкам между Стырем. С миром Луцк связывали три главных моста:

  • Городской мост через Стырь;
  • Земский через Стирец в направлении Луцка из Гнидавы;
  • Братский мост через Глушец.

С двумя замковыми разводными мостами связана отдельная, давняя история. С трех сторон замок окружали воды Стыру, с четвертой воды реки Глушец. Вероятно, начальный мост через Глушец был своеобразным рвом. При необходимости его заливали водой из Стыря.

Началом создания Братского моста можно считать эпоху Галицко-Волынского княжества. Луцкий замок был резиденцией владыки государства. В это время возникла необходимость построить большой луцкий мост деревянным, длиной 700 м.

Восстанавливалась конструкция городов силами князя, государства и шляхты. Мост был построен на высоких дубовых сваях, обвязанных сверху деревянными бревнами.

В княжеские времена мост был стратегическим и длинным мостом в Луцке. Он соединял острова с горным междуречьем, поскольку существовал торговый путь с востока на север. Именно в этом направлении произошел рост Старого города. Первые сведения о городе происходят из XV века. В 1924 году на месте существующего старого моста построена новая железобетонная конструкция.

Мост назвали в честь Казимира Великого, польского короля. На нем установлено четыре бюста деятелей польской культуры и науки: поэта Юлиуша Словацкого, писателя и художника Юзефа Крашевского, ученого и образовательного деятеля Тадеуша Чацкого, писателя Генрика Сенкевича. После Второй мировой войны Казимировский мост был уравнен с землей, вместо него была создана большая площадь с круговой развязкой.

Мост во время Второй Речи Посполитой

В 20-х годах XX века мост назывался в честь Казимира Великого. В 1926 году городские власти торжественно установили бюст вышеупомянутых четырех известных польских деятелей. Денежные средства на реализацию инициативы предоставили в издательской деятельности городского статистического бюро.

Книга «Луцк в свете цифр и фактов на 1926» тогдашнего президента города Болеслава Зелинского подробно описывает функционирование моста, а также строительные работы связанные с ним. На титульной странице издание получило штамп о том, что чистая прибыль от реализации идет именно на создание бюста для моста. Реализация открыток с видами Луцка происходила с той же целью. Они были выданы на средства того же статистического бюро.

Скульптор из Варшавы Аполлинарий Гловинский занимался созданием бюста. Их заказали в Луцком магистрате. Во время реконструкции моста в 60-х годах ХХ века бюст демонтировали.

Стоит отметить, что в 20-х годах магистрат принял решение еще построить два моста по улице Любельской (названная в честь Люблинской унии) – современной Шевченко, а также пешеходный через Стырь (построен в 1924-25 годах), второй – через болото. Они были деревянными.

Конструкции в начале 30-х годов специалисты отремонтировали. Со временем тоже осушили болото. Впоследствии остался только один мост, который соединял Луцк с бывшим селом Красное, которое впоследствии исчезло, а территория отошла к городскому обществу. В документах зафиксировано, что конструкция была расположена в кольце domu Bena. Впоследствии его начали и так называть «мост Бена». Современной историографии неизвестно, кем именно был Бен, а также причина такого пристального внимания к фигуре. На улицу Тараса Шевченко Любельскую окончательно переименовали в советскую оккупацию.

В начале 30-х оба моста удалось отремонтировать. Постепенно болото осушили, и остался только один мост. Он соединял Луцк с бывшим селом Красное.

Легенда

Мост Братский является древним архитектурным сооружением в городе, поэтому легенд и мифов вокруг него хватает. Жители города столетиями придерживались одной из таких историй.

Люди постоянно бросали монетки с моста. Они верили, что это нужно делать, чтобы вернуться снова в город.

Лучане вспоминают легенду о польском господине Криштофе. Богатый влюбился в лучанку Елену. Впоследствии ему пришлось уезжать из города, мужчина сделал предложение руки и сердца своей любимой. Девушка согласилась, но при условии, что они будут проживать в Луцке, поскольку очень любила город и родителей, проживавших в Волынском городе.

Криштоф с пониманием отреагировал на ее просьбу. Он ехал через знаменитый мост и швырнул несколько монет. Сильный ветер выхватил у него из рук все оказавшиеся в реке деньги. Криштоф пытался выловить их, но это было невозможно. Так решил быстро вернуться к любимой.

При советской оккупации

После второй мировой войны город оккупировали советские войска. Коммунистические власти начали разрушать историческое наследие города. В 60-х годах прошлого столетия мост и реку засыпали. Скульптуры советские воры украли. До сих пор неизвестно их местонахождение. Гостям с тех пор нет, куда швырнуть монетку, которую традиционно бросают на прощание, чтобы снова вернуться в город. Лучанам об историческом значении и легендарности конструкции напоминает его отстроенную одну сторону.

В фондах Волынского краеведческого музея сохранились открытки, датированные 1916 годом. На одной из них изображена кладка через Глушец. Венский художник Леман, при захвате города австрийскими войсками, прибыл на территорию главного населенного пункта Волыни, зафиксировал вид конструкции того времени. Он создал 12 акварелей с видами города. Впоследствии этими изображениями украсили почтовые карты империи. Австрийские воины преимущественно писали на них письма своим родным и частенько отправляли на родину. Именно по этой причине в Луцке таких открыток почти не осталось.

Фактически мост уничтожили коммунистические власти. Восстановить его удалось при независимости Украины.

Современность

Обретение Украиной самостоятельности поставило на повестку дня вопрос обновления архитектурных объектов. Братский мост начал постепенно восстанавливать.

Масштабные работы были проведены в 2020 году. Тогда специалисты выкрасили электроосветительные опоры и зачистили надписи. Соответствующие работы были частью программы по обновлению благоустройства запланировали выполнить зонах отдыха в Старом городе и в скверах, по центральным улицам и главному парку города. 

Вместе с восстановлением моста произведено обновление скамеек и мест для сидения в сквере на пересечении улиц Леси Украинки и Сенаторки Левчановской. Проведены соответствующие ремонтные работы цветочной клумбы рядом с Собором Петра и Павла, а также установка скамеек на Рыночной и Замковой площадях.

Братский мост получил вторую жизнь – он в значительной степени был реконструирован из фундамента, поэтому некоторые исторические признаки все же потерял. Рядом с ним расположена рекреационно-парковая зона с лавочками для отдыха. Архитектурная постройка является неотъемлемой частью исторического наследия Луцка.

Latest Posts

.