Понедельник, 15 августа, 2022

Первые железные дороги на Волыни

Железная дорога в Украине очень популярна среди местных жителей и туристов. Поезда все еще остаются дешевым видом транспорта, позволяющим достаточно комфортно путешествовать из одного конца страны в другой. Железная дорога никогда не была “просто транспортным средством”. Десятилетиями она сотворила мировую и европейскую экономики, государственные организмы, являлась инструментом цивилизации и символом технического прогресса. Подобно его значение для истории нашей страны – оно поднималось вместе с ним, было ключевым элементом огромных и важных инфраструктурных проектов, носителем новых технологий и научной мысли, пишет lutsk-future.com.ua

Киево-Брестская железная дорога

Первой железной дорогой, появившейся на Волыни считается Киево-Брестская. Она построена в 1870–1873 годах. За финансирование сообщения отвечали представители Общества Киево-Брестской железной дороги. Именно эта организация предоставляла соответствующие средства. Благодаря соответствующему финансированию произошло приобретение восточной части Киево-Балтской железной дороги.

Реализация проекта несколько замедлилась. Движение от Бердичева до Кривина было открыто 1 марта 1873 года. От Кривина в направлении Бреста сообщение заработало с 25 мая.

Общество при строительстве этой линии испытало значительные финансовые затраты. Правительство частично компенсировало расходы. Таким образом, из центральной и южной Украины отправлялись сельскохозяйственные грузы. Древесина из украинского Полесья, строительные материалы и соль через Волынь и Брест интенсивно начала направляться в Пруссию, в порты Кенигсберга, Пиллау и Гданьска.

Начало создания железнодорожного сообщения на Волыни

Впервые 29 августа 1877 года началось регулярное движение поездов по всему пути Привислянской железной дороги от Ковеля до Млавы. В исторических исследованиях частенько зафиксирована дата 17 августа 1877 года.

Привислянская железная дорога заработала 17 августа 1877 года. Одной из важнейших причин создания этого сообщения была необходимость соединить крепости на Волыни: Луцк, Дубно и Ровно с крепостями вдоль Вислы: Демблин (тогда Иваногрод), Варшава и Модлин (тогда Новогеоргиевск). Тогда же объявлены планы по запуску железной дороги, пересекающей плодородные земли Люблинщины. Пограничная станция находилась в Млаве, где железная дорога соединялась с прусской железной дорогой Млава-Мальборк, благодаря чему Варшава получила ближайшее сообщение с Гданьском, чем это было раньше из-за Быдгоща.

Начало движения поездов не обошлось без несчастных случаев – в первый же день один из вновь приобретенных локомотивов сошел с рельсов во время тест-драйва. По этой причине поезд из Ковеля вынужден был остановиться на дороге, а пассажиров перевезли в Варшаву четырьмя часами позже.

Строительство этой железной дороги являлось большой инвестицией. Пути были проложены на высокой насыпи к востоку. Железная дорога была соединена с существующими линиями кольцевой колеей, строительство которой было завершено в 1876 году. Крупнейшей станцией Надвислянской железной дороги была станция Warszawa — Praga, которая находилась де-факто вблизи Нового Бродна. Кроме деревянного здания вокзала, и. железнодорожные мастерские, депо и многочисленные подъезды. Водители решили воспользоваться тем, что вокзал находится вдали от центра города, и брали за проезд в него достаточно высокую плату. Пассажирам пришлось ждать главного вокзала, расположенного ближе к 1880 году, когда открылась «Цитадель». Ни один из варшавских деревянных вокзалов не пережил Первую мировую войну – оба были сожжены россиянами, отступавшими из города в начале августа 1915 года.

Надвислянская железная дорога была важной коммуникационной дорогой по стратегическим и экономическим соображениям, но следует помнить, что она также повлияла на появление и развитие городов, расположенных вдоль линии между Луцком и Варшавой. Благодаря удачному сочетанию люди из разных регионов начали больше коммуницировать между собой, возросла интенсивность торговли.

Самая старая железная дорога

Железная дорога «Киверцы-Луцк» считается одной из самых древних на Волыни. В эксплуатацию она была введена 10 сентября 1890 года.

По приказу российского императора Александра ІІІ проложили железную дорогу между дворами населёнными пунктами. Первый железнодорожный вокзал в Луцке был открыт в этом году.

Соответствующие работы по созданию нового сообщения начались 1 августа. Уже через 19 дней Луцк соединили с железнодорожной веткой. Первый эшелон решили запустить уже на следующий день. Официальной датой открытия считается 10 сентября.

В 1873 году открыли станцию «Киверцы». В этот период началось развитие важной ветви – Здолбунов – Ковель. Она на начальном этапе была промежуточной. В узловую превратилась после открытия железной дороги в Луцк в 1890 году.

Узкоколейные железные дороги 

В 1921 году на Волыни вновь было установлено законодательство Речи Посполитой, железнодорожный вектор края начал активно функционировать в сторону Варшавы. Именно в эти годы построена ветвь Владимир – Завада. Она соединяла конец с главным польским городом. Прямой поезд курсировал через Луцк и Ковель. Синхронизировали еще три пары поездов по направлению Здолбунов – Люблин с соответствующими отправлениями поездов из Люблина в Варшаву.

В то время на территории края создавалось значительное количество узкоколейных железных дорог. Их прокладывали от станций, где уже был готов широкий путь, простирались в лесные дебри. Длина таких железных дорог обычно составляла несколько километров. В основном соединение использовалось для транспортировки древесины. Функционировали такие станции Любитов, Повурск, Нуйно-Старое, Сошично, Стебли, Устилуг, Уховецк, на линиях Чорторыйск – Бельская Воля, Озютичи – Тулич, Заболотье – Шацкие болота, Луков – Сологубовка.

Во время Второй мировой войны советские захватчики разобрали все эти железные дороги. Остались одна из них – узкоколейка Цумань – Берестяне, подчиненная Цуманскому лесхозу.

Популярность железной дороги

Непростой процесс возрождения железной дороги происходил в послевоенные годы. В 50-х самой мощной была железная дорога Ковеля, которая закрепила за собой этот статус на полвека. Зафиксирована информация, что уже курсировало 33,5 пар поездов: из которых прямого сообщения – 5,5 пар, пригородного – 26 пар, местного – 2.

Если сравнить с автомобильным сообщением, можно увидеть, что железная дорога была очень популярна. В начале 50-х годов в области функционировало всего 6 регулярных автобусных маршрутов: Луцк – Киев, Луцк – Владимир, Луцк – Берестечко, Луцк – Львов, Луцк – Ратно, Луцк – Киверцы. В состав Львовской решили включить Ковельскую в 1953 году.

Знаменитую Луцкую детскую железную дорогу открыли в 1954 году. Вдоль реки Сапалаевки проложили узкоколейку. На линии – две станции: Водограй и Росинка (до 1992 года – Молодогвардейская и Пионерская).

В период с 1965 по 1971 год железная дорога постепенно перешла на тепловозную тягу. В настоящее время активный процесс индустриализации набирает обороты. Специалисты реализовывали проекты по строительству железнодорожных ветвей для многих предприятий и фабрик области, а также шахт Нововолынска. Разработка торфа побудила советскую оккупационную администрацию построить несколько грузовых узкоколейных линий – преимущественно на территории Маневицкого района – к местам залежи торфа. В селе Прилесном одна из них начинается с торфобрикетного завода Сойне. Эта железная дорога выполняла функции для транспортировки ресурсов и в XXI веке.

Latest Posts

.